Обломки лайнера обнаружены на склоне горы. Туда направляются спасатели. Уже ясно: инцидент с новейшим самолетом ставит под сомнение амбициозные планы России выйти на мировой рынок авиастроения.

Последний взлет Фото Марина Лысцева

Sukhoi Superjet-100, пропавший 9 мая во время демонстрационных полетов в Индонезии, обнаружен поиковиками, заявила пресс-секретарь Объединенной авиастроительной корпорации Ольга Каюкова. Чуть позже подробности пришли из штаба поисковой операции. «Есть координаты самолета. На высоте 5200 футов в районе горы Салак. Вылетели вертолеты для уточнения местоположения и состояния», — написал в своем Twitter фотограф Сергей Доля, который освещал демонстрационный полет SSJ-100.

Место крушения Фото Марина Лысцева

На борту лайнера находились 50 человек — экипаж, менеджеры «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС), предствители потенциальных заказчиков. Показательный тур по азиатским странам задумывался для продвижения новики российского авиапрома на рынок Казахстана, Пакистана, Мьянмы, Лаоса, Индонезии и Вьетнама. Теперь авиапроисшествие, как считают эксперты, может нанести существенный репутационный ущерб по Superjet, но сам амбициозный проект ценой 34 млрд рублей, остановить вряд ли сможет.

9 мая российский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-97004 прибыл в Джакарту в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии. Самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали инвесторам, военному руководству и местным чиновникам. В Индонезии самолет должен был совершить два демонстрационных полета.

Фото Марина Лысцева

Экипаж самолета российский — командир воздушного судна, старший летчик-испытатель Александр Яблонцев, второй пилот, летчик-испытатель Александр Кочетков, штурман Олег Швецов. Кроме того, на борту находились полетный инженер Алексей Киркин, ведуший инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, замначальника летно-испытатального комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.

— Первый прошел штатно. Самолет проверили. Все было в норме, пилоты — отличные мужики. Очень довольны самолетом, — сообщал Сергей Доля. — Во время второго полета Суперджет пропал с экрана радаров. Топливо уже должно закончиться. Я не полетел. Начались поиски. Все на нервах. Руки дрожат.

Читайте также  Началась регистрация участников IBAF

Самолет должен был вернуться на аэродром через полчаса полетов, но пропал с радаров. Перед этим экипаж запросил разрешение на снижение с 10 до 6 тысяч футов и после этого связь прервалась. По данным авиадиспетчеров, самолет облетел гору по часовой стрелке и начал резкое снижение. О судьбе машины ничего не известно, впрочем как и о судьбе пасажиров. На поиски борт в районе горы Salak — это в 32 милях от аэропорта — вылетели вертолеты, но поиск затрудняют плохие погодные условия — туман, дождь и гористая местность.

По словам пресс-атташе дипмиссии Дмитрия Солодова создан кризисный штаб, в который вошли представители двух стран России и Индонезии.

— С наступлением темноты поиск ведется с земли, прочесывают местность в том районе, где исчез сигнал, — говорит Солодов. — С рассветом будут возобновлены поиски с воздуха. Оповещены родственники членов экипажа и пассажиров, мы поддерживаем с ними тесный контакт.

"Отказ техники в полете маловероятен"

В российском представительстве «Гражданские самолеты Сухого» пока осторожны в оценках случившегося.

— Это был второй демонстрационный полет. После первого самолет прошел всю необходимую предполетную подготовку, — пояснил представитель «Гражданских самолетов Сухого».

Отметка с радаров не пропадает внезапно, это происходит только при разрушении самолета в воздухе, рассказывает на условиях анонимности один из пилотов, участвовавших в испытаниях Superjet.

— Версия захвата — полная ерунда, при этом отметка не пропадает с радаров мгновенно! Они запросили снижение с 3000 м на посадку, им дали 1800 м, но в районе аэродрома есть гора 2000 м, возможно они там… Не дай Бог, конечно, — переживает за своих коллег собеседник "Известий".

Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев считает, что нельзя говорить о причинах катастрофы, пока не найдены обломки самолета.

— Мои друзья испытывали Sukhoi Superjet, и я знаю, точно, что машина очень надежная, — говорит Толбоев. — Но там, где сегодня летал самолет очень сложная рельефная местность. К тому же погодные условия меняются довольно резко. Впрочем, пока не найдены обломки, надо надеяться на лучшее.

Читайте также  Американские гастроли

По словам Толбоева, во время демонстрационных полетов ЧП случаются очень редко.

— К таким мероприятиям готовятся заранее. Выверяется и просчитывается досконально маршрут, ведь на борту находятся солидные люди, — поясняет Толбоев.

Того же мнения придерживается и военный летчик-испытатель Андрей Гусев, участвовавший в расследовании авиакатастроф:

— Отказ техники в показательном полете маловероятен. К тому же к демонстрационным полетам привлекаются только самые опытные летчики. В случае возникновения нештатной ситуации они бы успели сообщить о происшествии диспетчерам. Но самолет пропал внезапно. Поэтому здесь вероятны две версии: либо диверсия, либо повлияли погодные условия и произошло столкновение с землей, во что верить очень не хочется.

По словам Гусева, к расследованию ЧП скорее всего будут привлечены эксперты МАКа.

— Власти Индонезии могут полностью доверить расследование экспертам, но это маловероятно, — считает он. — Скорее всего, в комиссию войдут несколько специалистов из МАКа и фирмы-изготовителя. А ход расследования полностью будут контролировать индонезийцы.

"Программу Superjet уже не остановить"

Sukhoi Superjet — самый амбициозных проект отечественного авиастроения последних двадцати лет. Этим самолеты со временем должны были заменить Ту-134, Superjet способны перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet RA-97004 был третьим летным экземпляром машины. Первый полет состоялся 25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре.

По данным Минпромторга, стоимость программы создания самолета Sukhoi SuperJet составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств. Всего до 2029 года компания "Сухой" намерена продать около 800 этих самолетов и занять до 15% мирового рынка региональных самолетов. Каталожная стоимость одного самолета SSJ-100 составляет $31,7 млн.

Главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что единичные ЧП не могут оказать серьезного влияния на будущее проекта.

— Чтобы не произошло, программу Superjet уже не остановить. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, что окажется причиной сегодняшнего события, — говорит Пантелеев. — Сейчас никакой реакции ни стороны производителя, ни со стороны заказчиков быть не может. Авиакомпании-эксплуатанты Superjet – российский «Аэрофлот» и армянская Armavia — отказываться от уже сертифицированных самолетов не будут. А «Гражданские самолеты Сухого» будут делать все возможное для того, чтобы обеспечить все запланированные поставки этих самолетов.

Читайте также  Ники Лауда купил Amira Air

— Это событие безусловно замедлит программу, нанесет ей некий репутационный ущерб, Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Однако программу это не остановит. И Superjet будут продаваться как на внутреннем, так и международном рынке.

Эксперты считают, что азиатские авиакомпании, которые пока только присматривались к самолету, будут принимать решение о заключении контрактов после того, как станут известны обстоятельства и причины инцидента.

Герман Петелин, Евгений Девятьяров, Денис Тельманов

Источник: Известия

Похожая запись

Добавить комментарий